Книга - инструмент самовыражения
Книга - инструмент самовыражения. Образованному человеку становится мало читать книгу. Что бы получить вес в образованном обществе он должен написать её. Книгопечатанье процветает - вместе с появляющимисся газетными листками выходит литература, созданная людьми для прославления или укрепления своего имени - от сельскохозяйственных и военных трактатов до книг стихов и философских размышлений. Просветители, провинциальные романтики и почтенные землевладельцы уравниваются в своём желании писать - каждый, кто хочет прослыть интересным в образованном обществе, должен стать автором. Это общество, как и люди, которые пишут, совершенно различно - многотысячная аудитория недовольных сложившимся положением вещей, члены Академии наук или посетители салона захолустной законодательницы мод.
Книг становится много, и впервые к их авторам начинают применять слово "писака".
Книга - средство существования.
Книга - средство существования. Профессиональные писатели начинают зарабатывать на жизнь написанием книг. Это общество разнородно - одни из них неотличимы от академиков и философов старой эпохи, другие близки к бедному цеху журналистов; одни пишут книги, замысел которых должен потрясни эпохи, другие кропают страницу за страницой на злобу дня. Но цех этих людей, не считающих себя единым цехом, одинаково плохо относится к графоманам и аматорам. Каждый из писателей получает свою аудиторию, каждый пишет свой род произведений, каждый обраатывает своё поле своими инструментами. Книга дешевеет, количество читателей растет вместе с числом писателей. немногие из них обладают обширными латифундиями - большинство до самой смерти трудится на клочке, неотличимом от надела крепостного крестьянина. Книги писателей разного масштаба даже вглядят по разному - они по разному оформлены, напечатаны на разной бумаге - чем хуже бумага и обложка, чем бездарнее оформление - тем меньше срок жизни не только конкретной книги, но и всего произведения. Апогеем этого принципа становится одноразовая литература, палп фикшн - напечатанная небольшим тиражом в карманном формате, она никогда не переиздается вновь.
Книга - товар, подлежащий продаже.
Книга - товар, подлежащий продаже. Книг стало много, слишком много. Общее подешевление бумаги и книгопечантанья сводят на нет всякий элитизм, присущий книгам. Книги уже давно печатаются с комерческой точки зрения, но именноснижение себистоимости окончательно стирает разницу между книгой, к которой принято относиться с почтением и книгой - одноразовым чтивом. Палп фикшн умирает как отдельный жанр - никто не печатает на такой бумаге, и произведения бульварного чтива внешне ничем не отличимы от трудов прославленных авторов. Книга превращается в белый шум, она заполоняет прилавки, она назойливо рекламируется на афишах и не только. Красота издания обманывает ожидания читателей, с легкостью подсовывая им дешевый мусор под видом литературы. Разница между коммерческой и некомерческой книгой исчезает и любая книга становится товаром. Книга пишется не только сиюминутно - книга пишется на заказ. Стирается разница между книгой и печатным мусором - рекламными буклетами, сонниками, гороскопами, сборниками анекдотов.
Человек вырабатывает в себе защитные механизмы, сохраняющие его психику от избыточного информационного давления, которое растет с каждым годом. Доверие к печатному тексту катастрофически падает, что бы, казалось,никогда не подняться вновь.
Книга - знак внимания.
Книга - знак внимания. Интернет и электроника делают возможным чтение книги без их покупки и без посещения билиотек. Несмотря на всё сопротивление правообладателей, электронные копии книг продолжают распространятся среди потребителей. Покупка книги становится знаком внимания к ней, оценкой её качеств, чем даже желанием иметь возможность всегда её читать - электронные ридеры справляются лучше. "Я желаю иметь книгу, потому что она мне нравится" отрывается от "я желаю её читать". Совершенствуются механизмы доверия к тексту - человек выбирает книгу с осторожностью и четко сознавая цели, с которыми хочет её читать. Священные писания, развлекательная литература, произведения искусства, учебные и технические тексты становятся равноценны перед осторожным взглядом потенциального читателя.
Хрупкое равновесие свободного выбора, подтачиваемое волнами протеста копирайтеров.
Да.
Непсихуй
Нет.